Торговое оборудование

Основныве вопросы при продажи пива.

Продажа пива. Основные вопросы.

Пиво, сидр, медовуха, пуаре и прочие слабоалкогольные напитки, согласно законодательству, относятся к слабо алкогольным продуктам. Продавая их, нужно соблюдать действующие нормы. Торговля слабым алкоголем регулируется, но имеются отличия от нормативов, действующих в отношении крепких напитков. Если Вы интересуетесь этим бизнесом, читайте дальше статью. В ней будет рассказано о важнейших нюансах торговли пивом и близкими к нему продуктами.

 

В частности:

 

  •  может ли торговать индивидуальный предприниматель;
  •  требуется ли специальная лицензия;
  •  как ограничивается продажа пивных напитков;
  •  нужно ли подключение к ЕГАИС;
  •  когда необходим кассовый аппарат;
  •  какие коды ОКВЭД используются;
  •  какие отчеты надо сдавать реализаторам.

 

Продажа пива индивидуальными предпринимателями

     ИП имеет право торговать пивом в России. Этот вопрос решается на основании ст.16 ФЗ №171 от 22.11.1995. Но существуют запреты на реализацию алкогольных напитков, учитывающие организационно-правовую форму бизнеса. Индивидуалам запрещено продавать крепкие спиртные напитки и вина. Разрешение дается лишь организациям, за исключением мелких производителей обычных и шампанских вин, реализующих продукцию собственного производства. Данный факт подробно не обосновывается законодателями, но, тем не менее, придется с ним считаться. Только юридические лица вправе продавать алкоголь высокой крепости и вино из чужих виноделен.

     Однако насчет пива и родственных ему напитков сделаны послабления. Хотя вы сами не производите их, вполне можете реализовать в частном магазине, зарегистрировавшись как ИП. В статье федерального закона упоминается пиво, «пивные напитки», также отдельно сидр, пуаре и медовуха. Осуществлять розничную продажу товарами данной группы разрешается как организациям, так и предпринимателям в одном лице. Следует помнить, что ИП вправе продавать пиво только в розницу, оптовой торговли это разрешение не касается.

     Чтобы не возникали вопросы, ст.11 того же закона прямо разрешает оптовый оборот алкогольной продукции, включая пиво, только юрлицам. Даже частные сельхозпроизводители, имеющие свои пивоварни, вынуждены регистрировать ООО или организацию с другой формой собственности.

 

Необходима ли лицензия, чтобы торговать пивом?

      Ответить на этот вопрос очень просто: лицензия не нужна. Как гласит статья 18 действующего закона №171-ФЗ, выдача алкогольных торговых лицензий осуществляется только на крепкую продукцию, содержащую алкоголь. Из лицензирования исключается производство и оборот пивной группы товаров с низкой концентрацией спирта. Поэтому безлицензионная торговля вам ничем не грозит. По крайней мере, в 2020 году.

      Хотя санкции за отсутствие лицензии не предусмотрены, определенные ограничения все же существуют. О них поговорим дальше.

 

Ограничения торговли пивными напитками.

     Наверное, это важнейшие сведения, с которыми нужно ознакомиться до начала коммерческой деятельности. Поскольку пиво содержит, пусть и в небольших количествах, алкоголь (этиловый спирт), нельзя продавать его всегда и везде. Если станете продавать алкогольные напитки в любом месте и когда угодно, наказания со стороны государства вам обеспечены. Статья 16 профильного закона №171 устанавливает соответствующие запреты. Следует с пониманием отнестись к ним, и действовать на благо общества в целом, не только с лично вашей точки зрения ради получения сиюминутной прибыли.

 

Установленные законом ограничения сводятся к следующим пунктам.

1. Запрещается торговать пивом на таких объектах и прилегающей территории:

  •  учреждения медицины и образования, детские сады;
  • объекты культуры и спорта;
  • общественный транспорт и остановки, вокзалы, аэропорты;
  • автозаправочные станции;
  • военные части;
  • прочие места массового скопления людей, кроме заведений общепита.

 

2. Пиво можно продавать лишь в стационарных торговых точках. То есть, постройка должна представлять собой капитальное здание с фундаментом, и необходимо занести недвижимость в реестр. Временные сооружения, к каковым относятся киоски и ларьки, не годятся, кроме заведений общественного питания. Площадь объекта, где ведется торговля только пивом, не ограничивается. Но если там еще продают крепкие спиртные напитки, нужно как минимум 50 квадратных метров в городе. В сельской местности по меньшей мере 25 кв.м.

3. Время розничной продажи пива населению ограничивается периодом 8-23 часов ежесуточно, за исключением предприятий общепита.

4. Запрещается продавать пиво несовершеннолетним гражданам, как и другие спиртные напитки. За это установлена ответственность в виде штрафа.

Его размер составляет:

  •  для продавца розничной торговли 30-50 тысяч рублей;
  •  для ИП или руководителя предприятия 100-200 тысяч;
  •  для юридических лиц 300-500 тысяч.

     Если возникают сомнения, что покупатель достиг совершеннолетия, продавец вправе потребовать документ, подтверждающий возраст. В некоторых случаях предусмотрена уголовная ответственность за продажу лицам, не достигшим 18 лет. В настоящее время участились полицейские рейды с привлечением несовершеннолетних для проведения контрольных покупок. Это стоит иметь в виду.

5. Начиная с 2017 года, запрещается производить, продавать оптом и в розницу пиво, разлитое по пластиковым емкостям объемом более полутора литров. Предусмотрены штрафы для нарушающих закон ИП в размере 100-200 тыс. руб, и 300-500 тыс. руб для юридических лиц.

6. Кроме федеральной власти РФ, дополнительно ограничивать пивную торговлю может местная администрация. Например, отдельные муниципалитеты запрещают торговать спиртным в многоквартирных домах, где на первом этаже часто открываются магазины. Стоит сначала внимательно ознакомиться со всеми правилами, установленными местной властью.

 

Подключение к ЕГАИС

     На федеральном уровне в Российской Федерации контролируют выпуск и реализацию алкоголя. С этой целью создана государственная система ЕГАИС. Насколько она касается производства и оборота пивных напитков?

      ЕГАИС имеет отношение к продаже пива, хотя в ограниченной мере по сравнению с крепким алкоголем. При закупке оптовых партий пива с целью розничной реализации следует подключаться к этой системе. Другие операции не обязательно официально регистрировать.

      Для подключения к ЕГАИС покупателю понадобится электронная подпись и регистрация на сайте Росалкогольрегулирования. Затем оптовый поставщик оформляет расходные накладные на номер, идентифицирующий покупателя. Документы с данным ID отображаются в ЕГАИС, где их контролируют сотрудники регулирующей организации. Когда покупатель принял партию товара, она списывается поставщиком из своих остатков, и закрепляется за новым владельцем.

     Следует учитывать, что приобретать алкоголь разрешено лишь у легальных поставщиков, и проведение сделки через ЕГАИС гарантирует ее законность.

      Подтверждать факт продажи каждой пивной бутылки, подобно реализации крепких напитков, не нужно. Лишь бы оптовая партия товара закупалась законно.

 

Кассовый аппарат

     Советуем обратить внимание на наличие кассового аппарата. Продавать пиво без него нельзя, за это полагается штраф: от четверти до половины затронутой суммы для ИП и менеджеров (минимум 10 тыс руб), от 3/4 до полной суммы для юридических лиц (минимум 30 тыс руб).

      Так же стоит учитывать, что  при продаже слабоалкогольных напитков испльзуются фискальные накопители на 15 месяцев. Если в Вашем магазини уже стоит касса, а Вы никогда не торговали пивом и у Вас стоит фискальный накопитель на 36 месяцев, то потребуется перерегистрация кассы.

 

Коды ОКВЭД

      Индивидуальные предприниматели и компании используют теперь исключительно классификацию ОКВЭД-2. Надо применять новые коды, действующий в этом году.

 При оптовой торговле пивом:

46.34.2: продажа пищевого алкоголя, в том числе пива;

46.34.23: продажа собственно пива;

46.17.23: сопутствующая деятельность торговых агентов.

 

При розничной торговле пивом:

 47.25.1: продажа алкоголя, включая пиво, в специализированных торговых точках;

47.25.12: продажа пива в специализированных заведениях;

47.11.2: реализация незамороженных продуктов в неспециализированных магазинах, в том числе напитков и табачных изделий.

      Чтобы торговать пивом в заведениях общественного питания, необходим код 56.30, обозначающий их деятельность, включая торговые автоматы.

      Для ИП и организаций, зарегистрированных до 11.06.2016, сохраняются прежние коды, менять ничего не нужно. ФНС сама сопоставляет старые и новые коды, производя автоматический «перевод» информации, занесенной в реестр.

      Однако желающие начать продажу пива теперь, и не внесшие раньше необходимые коды, должны отправить сообщение о начале деятельности. Индивидуалы отправляют формы Р24001 и Р13001, организациям достаточно одной Р14001. При этом надо указать коды согласно ОКВЭД-2.

 

Отчетность при продаже пива

      Начиная с 2016-го реализаторы алкоголя, включая пиво, должны заводить журнал розничных продаж. В него заносят объемы проданной продукции по установленной схеме. Форма и порядок заполнения журнала утверждается Росалкогольрегулированием. Соответствующий приказ регулятора издан 19 июня 2015 года под номером 164.

     Вносить записи в журнал полагается каждый день, причем не позже следующего после реализации определенной упаковки напитка. Ответственные лица обычно ежедневно заполняют журнал, занося следующие сведения: название и код продукта, объем, количество упаковок. Ознакомиться с образцовым журналом можно на сайте ФГУП «ЦентрИнформ». Это учреждение выдает электронные подписи, чтобы подключаться к системе ЕГАИС.

     При отсутствии или неправильном ведении журнала налагают штраф: 10-15 тыс. руб для индивидуалов, на 150-200 тыс. руб штрафуют компании.

     Помимо этого, ежеквартально не позже 20 числа месяца, следующего за последним в квартале, полагается сдавать Росалкогольрегулированию декларацию оборота пива (форма №12). То есть, до 20 числа каждого января, апреля, июля и октября нужно успеть подать этот документ.

 

Итоги:

 Подводя итоги, упомянем основные моменты, затронутые в этой статье: 

  •  торговать пивом могут организации и ИП, если это розничные продажи потребителям алкогольной продукции;
  •  лицензия реализаторам слабоалкогольных напитков не нужна;
  •  необходимо соблюдать запреты насчет времени, места продажи, также возраста покупателей;
  •  покупать оптовые партии напитков можно только с участием ЕГАИС, поэтому следует зарегистрироваться в Росалкогольрегулировании и получить цифровую подпись;
  •  надо регистрировать оптовую покупку каждой партии пива, с отображением сделок в остатках участников;
  •  с 2017 года продавать пиво разрешено лишь с кассовым аппаратом, не важно, на каком налоговом режиме вы находитесь;
  •  с 2016 года для регистрации торговых операций используются исключительно коды ОКВЭД-2;
  •  необходимо вести журнал розничного оборота алкогольной продукции, также своевременно подавать ежеквартальные декларации по продажам слабоалкогольных напитков.

 Соблюдая перечисленные пункты, можно рассчитывать на успешное ведение бизнеса.